ПРИКАЗЫ. Удельное
управление по отношению, какое существовало в нем между центром и областью, не
подходит ни под один из основных административных порядков: это не была ни
централизация, ни местное самоуправление. Деятельность местных земских властей
остается малозаметной и еще менее влиятельной при наместниках и волостелях,
которым князь передавал чуть не всю свою власть над двумя разрядами земель в
княжестве без отчета, контроля и устава, так что центр, заведуя, собственно,
только одним из трех разрядов земель, сам являлся тоже как бы областью, которая
находила свою связь с прочими областями только в лице князя. Но по мере того как
Московское княжество превращалось в великорусское государство, в нем усложнялись
и административные задачи, а вместе с тем все живее ощущались неудобства
удельного порядка: то и другое должно было изменить управление как в центре, так
и в области. Перестройка центрального управления началась с дворцовых ведомств.
Эти ведомства были, собственно, единоличные и временные правительственные
поручения: каждое из них управлялось тем или другим лицом, боярином введенным,
которому князь поручал, "приказывал" известную часть своего дворцового
хозяйства. Эти единоличные поручения главных приказчиков теперь и превратились в
сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или
приказов. Это было нечто вроде современных министерств или департаментов,
на какие делятся министерства. Судебник 1497 г. изображает приказы в самый
момент их превращения из личных поручений в учреждения, в постоянные ведомства.
Он предписывает судить боярам и окольничим, а на суде у них быть дьякам, а
"посулов" не брать ни от суда, ни от "печалования", т. е. от частного
ходатайства или услуги помимо суда, предписывает давать управу всякому
"жалобнику", ищущему управы, а кого управить "непригоже", т. е. кого рассудить
судья не в праве, о том сказать великому князю или отослать его к тому судье,
"которому которые люди приказаны ведати". Судьи - начальники приказов,
как они и после назывались. У каждого судьи свой дьяк, секретарь, разумеется, с
подьячими, т. е. своя канцелярия и свои люди, т. е. дела, которые ему
приказано ведать, свое ведомство. Отмечено и отношение приказов к
верховной власти: дело, превышавшее компетенцию судьи, требовавшее
законодательного решения, докладывалось великому князю как законодательной
власти. Но и в Судебнике еще не сгладились следы прежнего порядка временных
личных поручений. Он запрещает судье приказа оставаться тем, чем он был еще
недавно, - властным ходатаем по частным делам за условленное вознаграждение:
посул - посулить, обещать. Дела, подлежавшие суду великого князя, по
статье Судебника, могли разрешаться лицами, "кому князь великий велит": это,
очевидно, удельные приказчики ad hoc, на данный случай. Так, Судебник 1497 г.
довольно определенно указывает эпоху возникновения первых приказов, время, когда
совершился переход от управления посредством лиц к управлению посредством
учреждений. Впрочем, этот переход не был резкой заменой одного порядка
администрации другим, основанным на иных началах. Перемена носила более
технический, точнее, бюрократический характер, чем политический: приказы были
постепенным развитием, осложнением дворцовых ведомств. В XIV в. при несложном
княжеском хозяйстве для управления той или другой его отраслью достаточно было
одного лица, которое действовало больше посредством устных распоряжений или
обращаясь для письменных актов к помощи немногочисленного общего штата дворцовых
дьяков. По мере того как государственное хозяйство становилось сложнее,
административные задачи делались разнообразнее, развивалось и письменное
делопроизводство. Тогда боярину введенному понадобилась особая канцелярия с
дьяком и подьячим, секретарем и подсекретарями, иногда еще и товарищ для
совместного ведения дел. Как скоро в ведомстве складывался такой штат, с той
минуты и возникал приказ как постоянное учреждение. Так, ведомство удельного
дворецкого превратилось в приказ Большого дворца, ведомство боярина
конюшего - в Конюшенный приказ и т. д. Но рядом с приказами, которые
развивались из прежних дворцовых ведомств, возникали приказы новые, для которых
не было соответственных частей при удельном дворце. Эти приказы вызывались
новыми потребностями государственной жизни. Теперь, с одной стороны, возникали
такие правительственные задачи, которые не укладывались в тесные рамки
дворцового хозяйства, с другой - все сильнее чувствовалась потребность стянуть к
центру такие правительственные дела, которые прежде находились в безотчетном
распоряжении областных правителей. Так в центре накоплялось много новых
правительственных дел и задач. По мере их накопления и возникали один за другим
новые приказы в продолжение XV и XVI вв. В удельное время князь в несложных
внешних своих сношениях обходился без особого лица, для них назначенного: каждый
вопрос внешней политики разрешался самим князем с боярами введенными. Когда
внешние отношения Московского государства усложнились, в Москве появился приказ,
их ведавший, - Посольская изба, министерство иностранных дел.. В удельное
время военно-служебные дела служилых людей по своей простоте также не требовали
особого ведомства. В XV и XVI вв., когда служилый класс разрастался все более, а
войны учащались, военным делом и классом стало заведовать особое место,
получившее название Разряда, или Разрядного приказа. С развитием
служилого землевладения, поместного и вотчинного, возник Поместный
приказ. Таков один ряд новых приказов, вызванных усложнением центрального
управления. Другой ряд возникал вследствие правительственной централизации. В
удельное время много правительственных дел отдано было в бесконтрольное
распоряжение областных правителей; теперь интересы государственного порядка
потребовали установления известного надзора за действиями кормленщиков. Удельные
наместники и волостели ведали все уголовные дела; теперь важнейшие преступления
изъяты были из их компетенции и для решения таких дел создан был особый приказ -
Разбойный. Удельные областные правители ведали все дела о холопах; теперь
эти дела подчинены были особому центральному учреждению - Холопьему
приказу. Так мозаически пристраивались новые приказы к старым, и к концу XVI в.
они образовали сложное здание московской приказной администрации, в которой
считалось не менее 30 особых учреждений. Московское управление складывалось, как
строились государевы московские дворцы: вместе с ростом царской семьи и
хозяйства к основному корпусу прибавлялись пристройки и надстройки, терема,
светлицы, новые крыльца и переходы. Из сказанного видно, что московские приказы
имели троякое происхождение: одни развивались из дворцовых ведомств удельного
времени; другие были вызваны новыми правительственными задачами, возникшими с
образованием Московского государства; наконец, третьи были созданы стремлением
стянуть важнейшие правительственные дела из областей к центру. Гораздо труднее
произвести точную группировку приказов по свойству подведомственных им дел. Так
как приказы возникли не вдруг, по одному плану, а появлялись постепенно, по мере
надобности, с усложнением административных задач, то распределение
правительственных дел между ними представляется чрезвычайно неправильным и
запутанным на наш взгляд, привыкший к строгой регламентации и точному
распределению дел по существу. Потому чрезвычайно трудно, привести приказы в
систему; указать основания распределения дел между ними. В этом распределении
московские государственные люди руководствовались не политическими принципами, а
практическими удобствами. Так, незаметно мысли о разделении суда и
администрации: хотя было четыре специальных судных приказа по гражданским делам
- Московский, Владимирский, Дмитровский и Рязанский, однако
судебные дела и между ними гражданские ведались и в других приказах, по-видимому
чисто административного характера. По существу дел приказы можно распределить на
два основных разряда, как и распределял их еще в сороковых годах прошлого
столетия Неволин. К первому отделу относились приказы общегосударственные,
которые ведали общие государственные дела на всем пространстве государства или в
значительной его части: таковы были приказы Посольский, Разрядный, Разбойный,
Холопий, приказ Большого прихода, ведавший государственные доходы,
преимущественно неокладные, и пр. Другую группу составляли приказы, которые
можно назвать территориальными: они ведали всякие, или, лучше сказать,
различные, дела, но только в известных частях государства. Сюда можно отнести
наибольшее количество приказов. Таковы были Казанский дворец, возникший
после завоевания Казани и управлявший бывшими царствами Казанским, Астраханским
и Сибирским, потом выделившийся из него приказ Сибирский, а также местные
дворцы, которые ведали под руководством приказа Большого дворца дворцовые дела в
областях государства, бывших прежде независимыми княжествами или областями.
Новгородский, Тверской и другие. Этой группировке нельзя приписать ни
достаточной точности и полноты, ни особенного значения. Систематическая
классификация приказов вообще не удавалась их исследователям, как не удавалась
она и их творцам, московским государям. Для нас важнее видеть, по каким отраслям
управления размножались приказы более усиленно и по каким менее. Сравнительное
внимание правительства в этом отношении - показатель и уровня политического
сознания, и наиболее настоятельных государственных потребностей. Мы
распространим свой расчет и на приказы XVII в.: характер государственного
строительства и при новой династии изменился очень мало; да и многие приказы,
впервые появляющиеся в документах XVII в., наверное или вероятно существовали
раньше. Насчитываем до 15 приказов по военному управлению, не менее 10 по
государственному хозяйству и до 13 по дворцовому ведомству. При виде такой
организации становится ясным направление московской правительственной
деятельности. Видим, что особенные усилия были обращены на устройство отраслей
управления, составляющих безраздельную область государства, а также на
расширение удельной кремлевской обстановки, какою окружен был московский
государь со своим необъятным дворцовым хозяйством. Между тем в обширной сфере
внутреннего благоустройства и благочиния, непосредственно соприкасающейся с
народными нуждами и интересами, находим всего 12 приказов, да и из тех одни, как
Аптекарский и Книгопечатный, были незначительные конторы с очень
ограниченным кругом действия, другие служили только потребностям столицы или
администрации: таковы были два Земских двора - полицейские управления
города Москвы - и известный с начала XVI в. Ямской приказ - министерство
почт, назначенный преимущественно для рассылки приказных бумаг и для развозки
чиновников по казенной надобности. Попечение об общем благосостоянии, пути
сообщения, народное здравие и продовольствие, общественное призрение, содействие
промышленности и торговле, наконец, народное просвещение - все эти элементарные
условия общественного благосостояния не находили себе прямых органов в строе
приказного управления, а со стороны церкви, точнее, церковных властей, насколько
касалось их общее благосостояние, государство не встречало не только поощрения,
но даже и поддержки в делах этого рода. Мы уже видели, как холодно отнесся
Стоглавый собор к возбужденному царем вопросу об общественном призрении. Приказ
Строения богаделен возник только во второй половине XVII в., и то по
почину и на средства царя, а исполнение приговора того же Стоглавого собора об
учреждении городских церковных училищ, кажется, всего меньше заботило отцов
собора, постановивших учредить эти училища и обладавших слишком достаточными для
того материальными средствами. Правительство государственное и церковное всего
требовало от народа и ничего или почти ничего не давало ему. Может быть, ожидать
от того и другого чего-либо большего в XVI в. значило бы предварять время; но
установить отсутствие того, чего желательно было бы ожидать от них, бесспорно,
значит определить их политический возраст, как и меру их внутренней
нравственно-общественной силы.
БОЯРСКАЯ ДУМА.
Деятельность приказов объединялась высшим правительственным учреждением,
руководившим отдельными ведомствами, - государевой боярской думой. В
удельное время, как мы видели, эта дума составлялась из тех или других, вообще
немногих бояр, призываемых князем особо по каждому важному делу. Теперь эта дума
из тесного и изменчивого по составу совета с колеблющимся ведомством
превратилась в постоянное сложное учреждение с более устойчивым составом и
определенным кругом дел. Высшие сановники и знатнейшие слуги, заседавшие в
удельной думе, все носили звание бояр. Когда в Московском государстве
боярство распалось на несколько слоев, неодинаковых по своему происхождению и
политическому значению, тогда и в личном составе думы произошло разделение на
иерархические чины, соответствовавшие генеалогической знатности думных
советников. Представители знатнейших боярских фамилий садились в думу с прежним
званием бояр; люди второстепенной знати, состоявшей преимущественно из потомков
старинного нетитулованного московского боярства, вводились в совет в звании
окольничих, иногда дослуживаясь и до боярского чина; наконец, при великом
князе Василии Ивановиче, а может быть и раньше, в составе думы появляется еще
новый чин, получивший название "детей боярских, что в думе живут", потом
называвшийся короче - думными дворянами; обыкновенно это были дельцы,
дослуживавшиеся до места в думе из захудалых боярских фамилий или из дворянской
массы, не принадлежавшей к боярству. Значит, думные чины представляли собой
различные генеалогические слои служилого класса, сложившегося в XV - XVI вв. В
думе присутствовали еще думные дьяки, статс-секретари и докладчики думы. При
такой новой организации боярская дума состояла уже не из 3 - 4 бояр введенных,
как в удельное время, а из нескольких десятков членов, носивших разные звания.
Все они назначались в думу государем. Можно различить два элемента в ее составе
- аристократический и бюрократический. В звания бояр и окольничих назначались
обыкновенно старшие представители важнейших боярских фамилий; как скоро они
достигали известного возраста, им "сказывали думу" - вводили в совет,
соображаясь с местническими обычаями и отношениями. Напротив, думные дворяне и
думные дьяки, большею частью люди незнатные, получали назначения по усмотрению
государя за личные качества или государственные заслуги. Этот второй элемент
пока мало заметен и мало влиятелен; во весь XVI в. дума сохраняла строго
боярский, аристократический состав. Но правительственное значение думных людей
не ограничивалось их сиденьем в думе. Все служилые люди, носившие звания бояр,
окольничих и думных дворян, в силу своих званий были членами государственного
совета и назывались думными людьми; но те же думные люди управляли
московскими приказами, командовали полками в походах и правили областями в
качестве наместников и воевод. Полковой воевода или уездный наместник, конечно,
не могли постоянно заседать в московской думе; поэтому на ежедневные ее
заседания являлись большей частью только начальники московских приказов,
судьи, как они назывались, которых должность привязывала к столице. Сами
думные дьяки не были исключительно секретарями и докладчиками думы: каждый из
них управлял известным приказом. То были обыкновенно главные дьяки или
начальники важнейших приказов - Посольского, Разрядного, Поместного и иногда
либо Новгородского разряда, либо Казанского дворца, так что думных дьяков
обыкновенно бывало трое или четверо. Дела посольские, разрядные и поместные
непосредственно вела сама дума; потому приказы, в которых сосредоточивались эти
дела, были как бы отделениями думской канцелярии; потому же во главе их и стояли
дьяки, а не бояре или окольничие. Главное место между этими приказами
принадлежало Большому Московскому разряду: заведуя служебными назначениями
служилых людей, он сообщал другим приказам касавшиеся их распоряжения государя и
его совета, как и вносил в думу дела, восходившие к государю помимо приказов,
так что Думный разрядный дьяк имел значение государственного секретаря.
Постоянное присутствие в думе начальников важнейших приказов сообщало ей вид
совета министров. Дума ведала очень обширный круг дел судебных и
административных; но, собственно, это было законодательное учреждение. Каждый
новый закон исходил из думы с обычною пометой: "Государь указал, и бояре
приговорили". Законодательное значение думы теперь уже не держалось только на
давнем обычае, а прямо утверждено было в Судебнике 1550 г., одна статья которого
гласит: "А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те
дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем
Судебнике приписывати". Все дополнительные к Судебнику указы и были приговорами
думы. Далее, дума руководила действиями приказов и имела контроль над областным
управлением. Она же решала множество судебных дел, как высшая или единственная
инстанция. Члены думы собирались на заседания во дворце, в Кремле или где
находился государь, обыкновенно рано по утрам, летом при восходе солнца, зимой
еще до рассвета; заседания длились часов по пяти-шести, между заутреней и
обедней, и нередко возобновлялись вечером, когда думные люди, соснув после
обеда, с первым ударом колокола к вечерне опять съезжались во дворец. На
заседании советники рассаживались по чинам, окольничие ниже бояр и т.д., а люди
одного чина - по породе, в местническом порядке; дьяки присутствовали стоя;
иногда царь сажал и их. Заседание думы обозначалось выражениями "сидеть за делы"
или, если на заседании присутствовал сам царь, "слушать дел с бояры". Ходить с
докладами в думу значило "всходить с делами в верх перед бояр". Приемные и жилые
покои дворца вообще назывались верхом. Дума сама очень редко возбуждала
вопросы, подлежавшие ее обсуждению. Законодательный почин обыкновенно шел снизу
или сверху, а не из среды самого совета. Текущие дела вносились в думу
начальниками приказов, каждым по своему ведомству; что не могло быть доложено ни
из какого приказа, что не входило в текущее приказное делопроизводство, то
вносил в думу сам государь; ему принадлежал почин в важнейших делах внешней
политики и внутреннего государственного строения. Государь часто сам
председательствовал в думе, "сидел с бояры о делах"; нередко он приказывал
боярам "без себя сидеть" об известном деле. Иногда бояре не решались без
государя произнести окончательного приговора о том, чего им "без государева
указу вершить было немочно", и тогда дело докладывалось отсутствовавшему
государю. Но если бояре, заседая без государя, по данному им полномочию находили
возможным решить законодательный вопрос, то их приговор получал силу закона, не
восходя к государю на утверждение. Таков был обычный порядок думского
законодательства. Начальник приказа вносил в думу запрос о новом законе на имя
государя в обычной формуле: "И о том великий государь что укажет?" Государь,
если не решал дела сам или с боярами, указывал о том сидеть боярам, приговор
которых и становился законом. Предварительный указ государя, ставивший вопрос на
очередь, и боярский приговор - таковы два необходимых момента законодательного
процесса; они обозначены в формуле государь указал, и бояре приговорили;
третий момент, утверждение приговора всех бояр отсутствовавшим государем,
представляется случайностью или исключением. Были, кажется, только два рода
боярских приговоров, которые всегда представлялись на утверждение государя в
случае его отсутствия на заседании, - это приговоры о местнических делах и о
наказании за тяжкие преступления; пересмотр дел второго рода обыкновенно
сопровождался отменой или смягчением наказания. Иногда, в особо важных случаях,
обычный состав думы расширялся, и в нее входил сторонний правительственный
фактор - глава русской церковной иерархии, один или с высшим духовенством,
епископами. Этот высший иерарх, до конца XVI в. митрополит, а потом патриарх, со
своими епископами составлял особый правительственный совет, ведавший дела
русской церкви и называвшийся Освященным собором. Этот собор действовал
или независимо от государевой думы, или вместе с нею, или по ее указанию.
Совместное или подчиненное действие Освященного собора вызывалось церковными
делами, близко касавшимися интересов государства, или делами государственными,
соприкасавшимися с ведомством церкви. Для решения таких дел созывались
соединенные собрания боярской думы и Освященного собора. Такие собрания носили
специальное название соборов, которые надобно отличать от земских.
ХАРАКТЕР ЕЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Обсуждение дел в думе излагалось думными дьяками в протоколах или
"списках государеву сиденью о всяком земском указе"; но это, кажется, не было
постоянным правилом, и от XVI в. до нас не дошло таких записей. Только
местнические тяжбы, которые решала дума, записывались подробно для дальнейших
справок. Дьяки всегда помечали только приговоры думы, которые потом облекались в
форму указа или закона. Приведу для примера случай из XVII в., достаточно
выясняющий не только отношения пометы к указу, но и административный темперамент
времени. На неумелое донесение нераспорядительного уездного воеводы положена
была помета: "Отписать с опалой". Помета была разработана в указ, начинающийся
внушительными словами: "И ты, дурак безумный, худой воеводишка! Пишешь" и пр. По
отсутствию протоколов мы мало знаем о том, как шли совещания в думе и как
составлялись приговоры. Но известно, что там бывали прения, даже возражения
самому государю, "встречи". О великом князе Иване III рассказывали, что он любил
встречу и жаловал за нее. Сын его Василий не был так сдержан и почтителен к
чужому мнению: из бесед Берсеня-Беклемишева узнаем о бурной сцене, устроенной
великим князем строптивому оппоненту, которого он с бранью выгнал из совета,
положив на него опалу. Иногда, в тревожные времена, при борьбе придворных
партий, прения разгорались, по словам летописи, в "брань велию, и крик и шум
велик, и слова многие бранные". Это были редкие, исключительные случаи. Обычное
течение дел в думе отличалось строгой чинностью, твердостью форм и отношений. По
крайней мере такое впечатление выносится из уцелевших остатков деятельности
думы. Ее строй, авторитет и обычный порядок делопроизводства как будто
рассчитаны были на непоколебимое взаимное доверие ее председателя и советников,
свидетельствовали о том, что между государем и его боярством не может быть
разногласия в интересах, что эти политические силы срослись между собою,
привыкли действовать дружно, идти рука об руку и что идти иначе они не могут и
не умеют. Бывали столкновения; но они шли вне думы и очень слабо отражались на
ее устройстве и деятельности. Бывали споры, но не о власти, а о деле;
сталкивались деловые мнения, не политические притязания. По своему историческому
складу боярская дума не сделалась ареной политической борьбы. Государь ежедневно
делал много правительственных дел без участия боярского совета, как и боярский
совет решал много дел без участия государя. Это вызывалось соображениями
правительственного удобства, а не вопросом о политических правах и прерогативах,
было простым разделением труда, а не разграничением власти. Случай с Берсенем -
одна из немногих вспышек нервной раздражительности, вырвавшаяся наружу из этой
бесшумной и замкнутой лаборатории московского государственного права и порядка.
Здесь, по-видимому, каждый знал свое место по чину и породе и каждому знали цену
по дородству разума, по голове. С виду казалось, в этой отвердевшей обстановке
не было места политическим страстям и увлечениям, ни в какую голову не могла
запасть мысль о борьбе за власть и значение; лица и партии со своими
себялюбивыми или своекорыстными помыслами должны были исчезать под давлением
государственного интереса и политического приличия или обычая. Таким же
характером отличалась и деятельность московских приказов. В этой куче
учреждений, возникавших в разное время, без общего плана, по указаниям и нуждам
текущей минуты, было много путаницы и толкотни, изводилось много бумаги и
времени, делалось немало административных грехов; но не слышно отзвуков
политической борьбы. Во главе приказов большею частью ставились люди, которые
заседали и в боярской думе, а там они были такими же послушными рутинными
дельцами, как здесь являлись сдержанными лояльными советниками.